Публикации
РНО поманил в "Зачарованное царство"
Российский национальный оркестр исполнил программу русской музыки XIX–XX веков
Надежда Травина, НГ-Культура, 10.11.2022
Не так давно Российский национальный оркестр (РНО) обрел нового художественного руководителя. Теперь РНО возглавляет Александр Рудин – дирижер и виолончелист, не нуждающийся в особом представлении.
Один из концертов РНО в своем новом статусе прошел в Московской филармонии, исполнив нетривиальную, интереснейшую программу русской музыки XIX–XX веков. В одном вечере объединились модернист Николай Черепнин, «наше все» Петр Ильич Чайковский и классик прошлого столетия Сергей Прокофьев – причем каждый композитор предстал в нетипичном для себя облике. Симфоническое творчество Черепнина, современника Рахманинова и Стравинского, в принципе до сих пор известно лишь знатокам: вспоминаются в первую очередь его балетные сочинения, созданные для «Русских сезонов» Дягилева.
Далее →Посвящение Бородину
Наталия Сергеева, радио "Орфей", 11.08.2022
Солисты Российского национального оркестра продолжили свои выступления с уютными камерными программами в новом концертном пространстве — в атриуме «Зарядья» с шикарным видом на Кремль. В этот раз мастерство демонстрировали струнники прославленного коллектива, посвятив концерт дню рождения Александра Бородина и озаглавив программу «Бородин и современники». Для исполнения выбрали два разнохарактерных вторых квартета — хитовый ре-мажорный Александра Порфирьевича и нетрадиционный, с двумя виолончелями, скорбный ля-минорный Антона Аренского.
Далее →Живо и на одном дыхании
Наталия Сергеева, радио "Орфей", 10.10.2022
Российский национальный оркестр наконец-то возобновил выступления своих солистов с камерными программами на постоянной основе. В этом сезоне в новом концертном пространстве «Зарядья», которое обустроили на месте одного из буфетов, можно будет услышать музыку разных эпох и для разных ансамблей. Пространство, должно сказать, акустически прекрасное и уютное для публики. Гости амфитеатра могут вальяжно расположиться в мягких креслах-грушах и расслабленно внимать искусству. Жаль, сидячих мест маловато, спокойно и не в ущерб безопасности можно добавить еще два-три десятка.
Далее →Весенние цветы для лучших солистов
«Домики старой Москвы, из переулочков скромных всё исчезаете вы», – писала Марина Цветаева в пору, когда жила в одном из таких домов в тихом центре Москвы – в Борисоглебском переулке. Под стать этой улочке и старинный Сивцев Вражек на Арбате – а здесь обосновался когда-то великий мыслитель Александр Герцен… Трудно придумать лучшие места для первых встреч детей с музыкой. С большим вкусом выбраны они компанией «Шеврон», пригласивших выступить перед юными слушателями солистов Российского Национального оркестра. Здесь уютные маленькие залы, приятные и музыкантам, и зрителям. Здесь свойская обстановка.
Далее →Светлана Рипс: Михаил Плетнёв всегда уходил от клише «оркестр одного дирижёра»
Ирина Шимчак, Музыкальная жизнь, 17.06.2021
Российскому национальному оркестру не привыкать быть первопроходцами. Вот и в этом году знаменитый коллектив объявил о своем именном конкурсе для юных музыкантов, первом в России. О том, как возникла идея Большого отбора РНО, как проходили прослушивания и что ждет победителя, Светлана Рипс (СР), директор Российского национального оркестра рассказала Ирине Шымчак (ИШ).
Далее →Как Российский национальный оркестр отмечал 30‑летие
Дирижер Михаил Плетнёв устроил публике сюрприз и сыграл на скрипке
Ирина Шымчак, "Независимая газета", 20.12.2020Российский национальный оркестр (РНО) отметил свое 30-летие концертом-сюрпризом в Зале им. П.И.Чайковского. По меркам классической музыки (как раз в этот день весь мир праздновал 250-летие со дня рождения Бетховена), возраст, безусловно, детский, но в случае с РНО следует смотреть не на количество лет в биографии, а на свершения и достижения, которых оркестр сумел добиться за это время.
Далее →Между церковью и театром
Завершился Большой фестиваль РНО
Юлия Бедерова, "Коммерсант", 03.10.2020За дирижерским пультом Российского национального оркестра — неизменный его руководитель Михаил Плетнёв, на балконах — два десятка артистов Академической хоровой капеллы им. Юрлова, солисты тоже под стать — Венера Гимадиева, Юлия Лежнева, Алексей Курсанов (заменивший в последний момент ранее заявленного Давида Посулихина) и Игорь Коростылев. Партии органа — Людмила Голуб.
Фестиваль Российского национального оркестра (РНО) в зале Чайковского и в трансляциях завершился Большой до-минорной мессой Моцарта с Михаилом Плетнёвым за пультом РНО, Юрловской капеллой и солистами во главе с Венерой Гимадиевой и Юлией Лежневой. Весь фестиваль вписался во временное окно между локдауном и новыми пандемическими ожиданиями, но, как считает Юлия Бедерова, стал событием не только поэтому.
Далее →XII Большой фестиваль РНО завершился Большой мессой с Гимадиевой и Лежневой
Грандиозным представлением Большой мессы до минор Моцарта завершился XII Большой фестиваль РНО в московском зале им.П.И.Чайковского
Вадим Пономарёв, "NewsMuz.com", 10.03.2020За дирижерским пультом Российского национального оркестра — неизменный его руководитель Михаил Плетнёв, на балконах — два десятка артистов Академической хоровой капеллы им. Юрлова, солисты тоже под стать — Венера Гимадиева, Юлия Лежнева, Алексей Курсанов (заменивший в последний момент ранее заявленного Давида Посулихина) и Игорь Коростылев. Партии органа — Людмила Голуб.
Далее →Михаил Плетнёв заставил танцевать весь зал
На XII Большом фестивале Российского национального оркестра прошел вечер сюит
Надежда Травина, "Независимая газета", 27.09.2020В Московской филармонии вот уже несколько дней радует публику ежегодный фестиваль Российского национального оркестра (РНО). Подопечные маэстро Михаила Плетнёва уже успели выступить с приглашенными дирижерами Василием Петренко, Михаилом Татарниковым и Дмитрием Корчаком; на очереди – финальная «Большая месса» Моцарта в исполнении капеллы Юрлова и именитых солистов.
Далее →Чем живет Российский национальный оркестр в год своего 30-летия
Российскому национальному оркестру под руководством Михаила Плетнёва – 30 лет. Эту дату музыканты отмечают Большим фестивалем.
Анна Аппалонова, "Россия Культура-К", 23.09.2020Михаил Плетнёв не читает бумажную прессу и не смотрит телевизор. О любви критиков и публики узнает по привычному звуку - он везде сопровождает и маэстро, и его оркестр.
Далее →Плетнёв: музыка осени
Фестиваль Российского национального оркестра проходит в двенадцатый раз на сцене Концертного зала имени Чайковского. Это один из самых популярных проектов РНО, проведенный совместно с Московской филармонией.
Майя Крылова, "ClassicalMusicNews.ru", 23.09.2020В афише нынешнего фестиваля – шесть концертов. Атмосфера на них отчетливо двойственная, как и на всех сентябрьских вечерах: шахматная рассадка и прочее ковидное, но все равно предвкушение чего-то важного, неотменяемого.
Первый концерт посвятили Бетховену и Брамсу. В силу понятных причин фестиваль ограничился отечественными дирижерами, тем более что приглашенного, но не приехавшего Мишу Дамева пришлось срочно заменять (пригласили Василия Петренко).
Далее →Михаил Плетнёв переосмыслил «Кармен-сюиту» и Чайковского
XII Большой фестиваль РНО продолжился смелыми попытками Михаила Плетнёва вдохнуть новую жизнь в Третью оркестровую сюиту Чайковского и «Кармен-сюиту» Щедрина-Бизе. И все получилось.
Вадим Пономарёв, "NewsMuz.com", 23.09.2020Плетнёв ведь никогда не играет ради афиши. Если в программе есть название, то наверняка Плетнёв уже придумал, как стряхнуть пыль и сыграть это так, будто заново написано. А Третьей оркестровой сюите это очень к лицу, ее ведь играют нынче редко, и чаще всего только четвертую финальную часть со всеми этими вариациями. А ведь когда-то в 1885 году именно она дала Петру Ильичу первый восторженный прием, триумф в Петербурге, - даже «Евгений Онегин» не был так тепло принят. Вот она, аберрация времени. Сейчас сюита выглядит не то, чтобы поверхностной, но — проходной и почти забытой в масштабе всего гения Чайковского.
Далее →Бетховенский вал
Юлия Бедерова, "Коммерсант", №171, 19.09.2020Фестиваль Российского национального оркестра (РНО), традиционно проходящий на старте филармонического сезона, перевалил за половину. В трех концертах, проходивших в зале Чайковского, с участием Михаила Плетнёва (за пультом и за роялем) звучала музыка Бетховена, Брамса, Шуберта, Сен-Санса. Но выразительнее всех оказался незапрограммированный Шопен, считает Юлия Бедерова.
Программа Большого фестиваля РНО в этом году скорректирована из-за пандемии. Но огорчаться из-за замены швейцарского дирижера Миши Дамева на его российских коллег было бы странно: в концерте-открытии дирижировал Василий Петренко, давно не выступавший с РНО (и никогда — с Михаилом Плетнёвым), в следующей программе — Михаил Татарников. Оба демонстрировали взаимопонимание с оркестром и с Михаилом Плетнёвым, который, кажется, все-таки дирижировал даже за роялем: неявно, телепатически, самой фразировкой, тембром или просто выражением собственной спины.
Далее →То, чем нельзя насытиться
О концерте 7 сентября 2020 г. XII Большого фестиваля Российского Национального оркестра
Надежда Ридер, "Музыкальный сезоны", 17.09.2020Ещё за два-три дня до начала Большого фестиваля РНО у представителей Московской филармонии спрашивали в фейсбуке, состоится ли он вообще в этом году: уверенности ни у кого, похоже, не было. И вот он начался и идет – идет на наших глазах вопреки всему. 2020 останется в истории как год ковида, и за бурными событиями как-то подзабылось, что начинался он как год Бетховена: 250-летие величайшего композитора случается не так уж часто, год обещал быть богатым на соответствующие события. Однако вместо этих событий нас ждала пустыня молчания, и тем торжественней и значительней оказалось открытие фестиваля: с увертюры «Кориолан» и Третьего фортепианного концерта.
Далее →Битва по Бетховену
Михаил Плетнёв открыл XII Большой фестиваль Российского Национального оркестра
Ирина Муравьева, "Российская газета - Столичный выпуск № 204(8258)", 10.09.2020Сочинения Людвига ван Бетховена прозвучали в первой программе фестиваля - оммаже к 250-летнему юбилею композитора, празднование которого, отсроченное из-за пандемии, разворачивается во всех музыкальных залах мира. Михаил Плетнёв, признанный выдающимся интерпретатором фортепианного наследия Бетховена, выступил в Зале Чайковского в качестве солиста, исполнив Третий фортепианный концерт Бетховена. Оркестром дирижировал Василий Петренко, открывший программу XII Большого фестиваля бетховенской Увертюрой "Кориолан". Во втором отделении прозвучала Четвертая симфония Иоганнеса Брамса.
Далее →Музыка на изломе смутных времен
Полина Харитонова, "Собеседник", 18.03.202012 марта Российский национальный оркестр дал концерт в рамках филармонического абонемента «Великие инструментальные концерты». Концерт непростой судьбы – в его первоначальный замысел жизнь внесла немало корректив. Сначала счастливые обладатели билетов узнали, что «Праздничная увертюра» Шостаковича заменена на «Траурную увертюру» Брамса. А за 2 дня до концерта стало известно, что заявленные в программе солисты – всемирно известный виолончелист Александр Князев и скрипачка Мария Солозобова – отправлены на карантин, и их заменят Александр Рамм и Гайк Казазян.
Далее →Не последняя вспышка
Сергей Бирюков, "Музыкальные сезоны", 14.10.2019XI Большой фестиваль РНО завершила программа, полная «странных сближений»
XI Большой фестиваль Российского национального оркестра завершился, как и положено этому любимому детищу Михаила Васильевича Плетнёва, звездным концертом с участием обожаемого нашей публикой Люки Дебарга. Впрочем, интенсивность звездного сияния оказалась переменной, да иначе и не бывает на живых артистических событиях. Порой даже думалось – уж не намеренно ли заманивает нас художественный руководитель РНО в западню (легкого) разочарования и даже (прости Господи) скуки, чтобы потом в особой степени восхитить тонкостью и точностью воспроизведения классических партитур.
Далее →Настоящую нежность не спутаешь ни с чем
Михаил Плетнёв сыграл два концерта, громких своей негромкостью
Сергей Бирюков, "Труд", 05.02.2019«Теперь все играют на рояле хорошо» – эти слова Антона Рубинштейна, конечно, сказанные с усмешкой (смысл: ремесленников много – артистов мало), почему-то неизменно вспоминаются на фортепианных вечерах Михаила Плетнёва. Очевидно, от противного: слушая такую точную и простую (в высшем смысле этого слова) игру, определенно не впадешь в иронию. Не то что НЕ ВСЕ играют так хорошо – у кого еще найдешь это сочетание совершенства исполнения с атмосферой строгости, чистоты, доверительности?
Далее →