События

РНО видео архив РНО радио онлайн YouTube
Портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ»

Пресса

 19.03.2020
Великие инструментальные концерты

Музыка на изломе смутных времен

Полина Харитонова, "Собеседник", 18.03.2030

­12 марта Российский национальный оркестр дал концерт в рамках филармонического абонемента «Великие инструментальные концерты». Концерт непростой судьбы – в его первоначальный замысел жизнь внесла немало корректив. Сначала счастливые обладатели билетов узнали, что «Праздничная увертюра» Шостаковича заменена на «Траурную увертюру» Брамса. А за 2 дня до концерта стало известно, что заявленные в программе солисты – всемирно известный виолончелист Александр Князев и скрипачка Мария Солозобова – отправлены на карантин, и их заменят Александр Рамм и Гайк Казазян.

Далее →

Интервью Михаила Плетнёва

 07.02.2020
Интервью с Михаилом Плетнёвым (Muzcentrum.ru)

На страницах "Музыкальной жизни"

"Я уже сделал всё, что мог"

Ирина Шымчак, "Музыкальная жизнь", 2020

Как известно, 2023 год объявлен Годом Рахманинова. Вся наша страна будет отмечать 150-летие со дня рождения великого русского композитора. А что происходит сейчас в его любимой Ивановке, усадьбе, которую он так любил и кусочек которой всегда был в его душе? Об этом Ирина Шымчак (ИШ) поговорила с выдающимся музыкантом современности, художественным руководителем и главным дирижером Российского национального оркестра Михаилом Плетневым (МП). С Михаилом Васильевичем встреча произошла в его кабинете на репетиционной базе Российского Национального оркестра в «Оркестрионе», в перерыве между репетициями концерта в конце января. В кабинете сразу бросилось в глаза, что на стене – портреты Сергея Васильевича Рахманинова в Ивановке и Петра Ильича Чайковского в Клину.

Далее →
 19.03.2018
Интервью с Михаилом Плетнёвым (Muzcentrum.ru)

Т. Цветковская, Е.Кобылянский, "Muzcentrum.ru", 19.03.2018

Этот как раз тот самый редкий случай, когда для привлечения внимания читателей не надо придумывать яркий заголовок. Михаил Васильевич не часто общается с журналистами. В Казани, на Международном фестивале имени Василия Плетнёва, маэстро дал интервью Татьяне Цветковской и Евгению Кобылянскому.

Далее →
"Colta", 17.03.2016
Ярослав Тимофеев,

«Страшновато, но интересно»

Михаил Плетнёв о своём необитаемом острове

Ярослав Тимофеев, "Colta", 17.03.2016

Российский национальный оркестр во главе со своим основателем отправился в небольшой тур по весенней Швейцарии, которую Михаил Плетнёв называет «вторым домом». Перед отбытием из «первого дома» он успел утвердить текст своих ответов на вопросы Ярослава Тимофеева, которые были заданы ему в течение последнего полугода.



Позвольте сначала одно биографическое уточнение. В 1979 году вы стали заслуженным артистом Удмуртской АССР. Это было, кажется, ваше первое официальное звание. У вас особые отношения с Ижевском?

Чайковский, как известно, родился в Воткинске. Там проходит музыкальный фестиваль «На родине П.И. Чайковского». Когда я принимал в нем участие, мне присвоили это почетное звание.

Далее →
"Наша газета", Цюрих, 9.03.2016
М.Плетнёв - © Наша газета, Цюрих

Михаил Плетнёв: «В музыке правильно то, что убеждает и трогает»
Mikhail Pletnev: «La musique juste est celle qui touche et qui convainc»

Надежда Сикорская, "Наша газета", Цюрих, 9.03.2016

15 марта начнется швейцарское турне Российского национального оркестра под руководством его основателя Михаила Плетнёва. О программе концертов мы ужерассказывали, а теперь предлагаем интервью с самим Михаилом Васильевичем, с которым встретились заблаговременно и поговорили о музыке вообще и не только.

Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году пианистом, дирижером и композитором, Народным артистом России Михаилом Плетнёвым на основе пожертвований из-за рубежа (в основном США). Таким образом, коллектив, в который вошли многие музыканты из разных оркестров страны, стал первым в советской истории, не финансировавшимся из госбюджета. С тех пор оркестр обрел международную известность и признание публики и критиков – в конце 2008 года авторитетный европейский журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году – государственный статус.

Михаил Васильевич, Вы родились в Архангельске и, прямо как Ваш тезка Михаил Ломоносов, добрались из этого далекого города до Москвы. К счастью, уже не пешком . Как все это получилось? Как было раскрыто Ваше дарование? Кто Вам помогал? Насколько трудно было «мальчику из глубинки» поступить в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории?

Помогали многие люди, с которыми я общался, которые меня слушали. Кому-то нравилось больше, кому-то меньше. А поступать было трудно, конечно. Мне было 13 лет, помню, что я очень волновался, тем более, что и подготовиться толком не успел, все это внезапно получилось. Играл что-то, включая собственную Сонатину. План был просто «показаться», а мне вдруг и говорят: давай, мол, поступай, через три дня экзамены. Ну, раз уж приехали мы с мамой в Москву, надо было поступить, было бы глупо уехать с пустыми руками.

Далее →
«Одесское телевидение», июнь 2014г.
Газета "Adevarul", Румыния, 25 сентября 2013

Интервью Михаила Плетнёва румынской газете "Adevarul"

Михаил Плетнёв: "Я не слишком известный дирижер"

Интервью Ирины Хаснаш, 25.09.2013, "Adevarul", перевод с румынского

Михаил Плетнёв является гениальным пианистом, дирижером и композитором, которым восхищаются во всем мире, писал "The Globe" о музыканте, который будет сегодня в 19.30 в Sala Mare a Palatului стоять за пультом Российского национального оркестра.

Вы являетесь гостем Международного фестиваля Джордже Энеску. Что для вас значит быть включенным в афишу этого Фестиваля?

Далее →
«Российская газета», 13 сентября 2013

Нефть или Чайковский

Что волнует Михаила Плетнёва в российской жизни и культуре

Ирина Муравьева, "Росийская газета", 13.09.2013.
Фото: Олеся Курпяева

Михаил Плетнёв уже несколько лет не дает интервью. Для его музыки в этих беседах нет нужды. Поговорить с обозревателем "Российской газеты" согласился в виде исключения, сдержав давно обещанное слово.

Повод - V Большой фестиваль Российского Национального оркестра, который Михаил Плетнёв проводит в Концертном зале Чайковского. Афиша фестиваля по традиции демократична: симфонии, инструментальная, балетная музыка, джаз, забытые партитуры, новые и топовые исполнительские имена. Сам Михаил Плетнёв предстанет на фестивале и в качестве пианиста. О том, как он вернулся к роялю, что думает о сегодняшней музыкальной жизни России, Михаил Плетнёв рассказал в эксклюзивном интервью "РГ".

Далее →
«Вечерний Челябинск», 29 октября 2012

Михаил Плетнёв: "Мы представляем великих композиторов в неподобающих условиях"

"Никаких интервью", - второй год подряд к нам приезжает Михаил Плетнёв со своим оркестром, и второй раз журналистов предупреждают об отказе. Но, несмотря на столь категоричный ответ, самые настырные все равно собираются в стайку около гримерок перед концертом. А вдруг?

- Снимай, снимай, - толкаю в бок зазевавшегося оператора: в конце коридора в темном пальто появился маэстро. Услужливые администраторы предусмотрительно перегораживают прессе ход к наступлению. Дверь гримерки захлопнулась, и журналисты сокрушенно вздыхают.

Далее →
«БИЗНЕС Online», 28 января 2011

Михаил Плетнёв: "Я ничего в деньгах не понимаю, Бог с ними"

Всемирно известный музыкант рассказал "бизнес online" о ностальгии по детству в Казани, почему он поддержит Прохорова на выборах и о том, как не погибнуть на глубине 20 метров в море, если нечем дышать

Далее →
«Известия», 25 ноября 2011

"Несчастье ждет художника, если он солжет самому себе"

Михаил Плетнёв - о независимости характера, свободе творчества и внутреннем голосе

- У Достоевского есть строки: "Эпоха новая пред нами. Надежды сладостной заря". Прошло 20 лет с момента наступления новой эпохи в нашей стране. Какие плоды она принесла музыкантам?

- Эпоха эпохе рознь. И если некоторые эпохи отличались расцветом высоких искусств, то нашему времени присущи совсем другие характеристики.

Далее →
«Бизнес и культура», выпуск № 1, осень 2011 г. (Челябинск)

Михаил Плетнёв: "Непризнанных гениев не бывает"

БК: Сейчас считается, что много самозванцев в литературе, в музыкальной культуре. Кто угодно может объявить себя талантливым, "раскрутиться". Возможны ли самозванцы в музыке? В дирижерском искусстве? Есть ли ныне самозванцы, у которых наличествует достаточно большое количество поклонников?

М.П.: В наше время, когда ценности в искусстве определяют масс-медиа и "желтая" пресса, возможно все, что угодно. Искусство - сложная штука. Степень значительности в искусстве определяют сейчас разнообразные рейтинги, которыми очень несложно манипулировать, если иметь финансовые или, предположим, некие административные рычаги. В то же время следует вспомнить, что действительно великие людей далекого прошлого руководствовались принципом: нравиться многим - зазорно….Пушкин, Гете, да, пожалуй, все по-настоящему великие люди именно этому правилу и следовали.

Далее →
«Российская газета», (Федеральный выпуск), №5130 от 12 марта 2010 г.

Кто дирижирует грантами?

Михаил Плетнёв о сложных отношениях государства и культуры

Ирина Муравьева

Один из самых известных оркестров - Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнёва, отмечает в этом году свое двадцатилетие.

В планах юбилейного сезона оркестра - турне по российским городам, выступления на престижных музыкальных фестивалях - Эдинбургском, лондонском BBC Proms, в программе Года России во Франции - в парижском зале Pleyel, международный проект "Три Рима" (Москва - Константинополь - Ватикан), собственный "Большой фестиваль РНО" в Москве и др. "Самым молодым из лучших оркестров мира" назвала РНО американская критика, впечатленная только что прошедшими гастролями оркестра по Америке. Однако в Москве Михаила Плетнёва и его музыкантов ждет неприятный сюрприз. Подробности обозревателю "Российской газеты" рассказал сам Михаил Плетнёв.

Далее →
«Культпоход», 28.02.2010

Михаил Плетнёв. "Всё, что в России делается хорошего, делается вопреки обстоятельствам"

Три года назад всемирно известный пианист Михаил Плетнёв перестал играл на рояле, полностью сконцентрировавшись на работе с Российским национальным оркестром (РНО). РНО - любимое детище Плетнёва - за последние годы к списку своих достижений прибавил новые: вошел в двадцатку лучших оркестров мира, опубликованную авторитетным журналом "Gramophone", сменил статус частного коллектива на государственный, выпустил ряд новых записей, увенчанных престижными наградами.

Далее →
«Ведомости», 07.09.2009

Мировой фокус

Двадцать лет, что существует плетнёвский оркестр, он играл абонементы и ангажементы. Фестиваль в Москве — такого раньше не было.

Михаил Васильевич, почему в дополнение к регулярному сезону вы решили провести еще и фестиваль?

Оркестр такого ранга должен иметь свой фестиваль. Он показывает важные грани того, что мы делаем, стилевое разнообразие. Интерес к фестивалю большой не только в России, но и во всем мире. Музыканты, журналисты заказали билеты. Создается мировой фокус. Есть ведь люди, которые приезжают в Россию на отдельные концерты оркестра. Прилетают — улетают назад. Здесь, приезжая в Москву, они попадают на семь концертов.

Далее →
«Новая газета»

Михаил Плетнёв: "Скажи, что любишь Вагнера, - побьют еще"

Руководитель Российского национального оркестра - о том, почему коллектив был вынужден стать государственным, о низком уровне исполнительского искусства и о нотах русских композиторов, которые приходится заказывать за границей.

Далее →
«Аргументы и факты«, 24.06.2009

Михаил Плетнёв. Где взять Чайковских

«Я потерял часть уважения к человечеству. По крайней мере, к молодой его части…» - говорит Михаил Плетнёв

Как великого музыканта его знает весь мир… Главный редактор «АиФ» Николай Зятьков встретился с дирижёром, композитором, руководителем Российского национального оркестра (РНО), обладателем премии «Грэмми» Михаилом Плетнёвым.

Далее →
«Российская газета», 23.06.2009
Михаил Плетнёв

Соло без рояля

Михаил Плетнёв считает, что культуру в стране хранит горстка людей

Для выдающегося российского музыканта Михаила Плетнёва и его Российского национального оркестра минувший сезон оказался сложным: по единственному в стране частному симфоническому оркестру кризис ударил с особой силой. Возникла реальная угроза распада коллектива. И именно в этом году РНО вошел по результатам рейтинга авторитетнейшего журнала Gramophone в топ лучших оркестров мира.

Невзирая на финансовые перипетии, сезон РНО провели достойно, а завершили красиво, выступив в День России с редкой программой из музыки Скрябина в Колонном зале на закрытии Фестиваля симфонических оркестров мира. Что ждет уникальный оркестр, приближающийся к своему двадцатилетию, в будущем? Что думает о состоянии культуры в стране Михаил Плетнёв? Об этом он говорил с обозревателем "Российской газеты".

Далее →
Портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ»