РНО видео архив РНО радио онлайн YouTube

Музыканты

Светлана Парамонова

арфа


Биография музыканта

Интервью с музыкантом

Как Вы пришли в РНО?

Можно сказать, что случайно... Я работала в оркестре Геннадия Рождественского - почти 10 лет проработала с ним. И потом Геннадий Николаевич покинул коллектив. А в это же время в РНО арфистка, которая играла здесь с момента создания оркестра, уехала работать по контракту в Афины. И мне позвонили и предложили сыграть программу вместе с РНО. Я сразу же согласилась, потому что очень интересовалась этим коллективом - мы ведь все друг друга знаем и с большим интересом следим за перемещениями коллег. Попала я сразу на программу с Михаилом Васильевичем Плетнёвым. И то, что я увидела, услышала и ощутила, попав в РНО, меня очень впечатлило. Видимо, это было взаимно (улыбается), поскольку после двух совместных концертов я получила предложение остаться в РНО. Вот такая счастливая случайность! Вакансии арфисток появляются нечасто - мы ведь не струнники и не духовики… И хотя я получила тогда ещё одно приглашение - в светлановский ( так тогда называли Госоркестр), - но выбрала РНО и не жалею об этом.

Расскажите о самом запомнившемся выступлении.

Пожалуй, это было исполнение на первом Большом фестивале РНО моцартовского Концерта для флейты и арфы с оркестром. Когда в программе фестиваля возникла «Волшебная флейта», Михаил Васильевич как-то на репетиции спросил меня: «А вот у Моцарта есть Концерт для флейты с арфой - не хотите сыграть?» А это как раз было моей давней мечтой! В репертуаре арфистов эта вещь - как оселок; но сыграть ее как-то всё не складывало... И тут такая удача! Всё сошлось: первый Большой фестиваль РНО, Моцарт, Плетнёв за пультом - концерт получился просто замечательный! Для меня это было очень яркое и волнующее переживание, которое хочется когда-нибудь повторить - может быть, с какой-нибудь другой программой. Прекрасно, что у нас теперь есть Большой фестиваль РНО, он как раз и предоставляет музыкантам такую возможность - воплотить свои мечты, проявить себя шире, ярче.

Вам доводилось работать с разными оркестрами. Чем, по-вашему, РНО отличается от других коллективов?

В каждом коллективе важна традиция, а она идет от того, кто стоит во главе. Та удивительная атмосфера, которая царит в РНО, это, конечно, заслуга Михаила Васильевича, и именно поэтому мы можем настолько раскрываться как музыканты. Он никогда не давит - в нем нет ни грамма авторитаризма. Мы вместе проходим путь творчества, и ты максимально свободен в своем творческом поиске. При этом каждое твое движение мгновенно передается всему коллективу; знаете, это как стайка рыб в океане: они ловят малейшие вибрации друг друга - и они единое целое. Подчас это непередаваемые ощущения, когда получаешь от работы не просто удовольствие, а испытываешь настоящий восторг - от того, что ты делаешь, от осознания, какую музыку ты играешь и как.
Нам часто доводится играть с другими дирижерами - дирижерами самыми прославленными, и практически все они признавались потом, что играть с РНО им было невероятно интересно и удобно. Не думаю, что кто-либо из них лукавил. Чем РНО пленяет всех этих мэтров? Я думаю, тем, что наш оркестр, если так можно выразиться, «сенсорный». Когда работа огромного оркестра основана на принципах камерного музицирования - вот тогда легко играть такое piano, как это делаем мы: по струнам души, на уровне душевного шепота, который зачаровывает, завораживает. Это не всякому коллективу по плечу. Играть громко всегда проще…
И что ещё отличает РНО от многих других оркестров - у нас совершенно замечательные взаимоотношения внутри коллектива, хорошая творческая дружба. У нас много молодежи, и есть когорта «ветеранов» РНО, весьма и весьма известных музыкантов, но все вместе мы - единое целое. Нет никакого конфликта поколений - наоборот, это скорее некая цепь с изумительно крепкой сцепкой. Я могу понять восторги приглашенных дирижеров, музыкальных экспертов и, конечно, публики, которые отзываются о нашем оркестре очень высоко. Я очень горжусь, что работаю в Российском национальном.
Хотя, должна признаться, играть со своим оркестром в определенном смысле даже труднее - здесь тебя все знают, знают, чего ты стоишь, и тут ни в коем случае нельзя опустить планку, наоборот - нужно с каждым разом поднимать её всё выше и выше.

Но Вы ведь востребованы не только как солистка РНО?

Да, я преподаю в Московской консерватории, а также в колледже при консерватории и в Детской музыкальной школе имени Шопена. Получаются все три уровня преподавания - и замечательно, что я могу готовить себе детей с самого начала и вести их, это приносит результаты. Среди моих учеников - лауреаты престижных конкурсов.

Есть ли у Вас желание освоить какой-нибудь новый музыкальный инструмент?

Не знаю... Наверное, желание есть, но совсем нет времени!... Я когда-то пыталась играть на гитаре, но уже давно оставила эти занятия. В свободное время, если оно выпадает, я играю в большой теннис - это мое хобби. И очень люблю рыбалку.

Какую музыку Вы слушаете?

Кроме классической? В мире много прекрасной музыки - и джазовой, и эстрадной. Всего не перечислишь... Кстати, не так давно мы играли концерт со Стингом и его музыкантами - «отожгли», как сейчас говорят. Было здорово

Что для Вас музыка?

Это огромная часть меня. И это образ жизни: репетиции, концерты, подготовка к ним дома, занятия с учениками, гастроли... Конечно, это большой труд, и иногда наваливается усталость... Но, в моем представлении, главное - чтобы было интересно жить. А мне жить очень интересно!

Портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ»
<- лента истории РНО ->